Метафора
в теории мифа
Ольги михайловны
Фрейденберг

28 июля 2020
Что отличает абстрактное понятие от мифологического образа? И если между соответствующими первому и второму формами мышления существует генетическая связь, то какую роль в ней играет метафора?

О том, как используя прежде всего античный материал на эти вопросы отвечала столь же одаренный, сколь по разным причинам недооцененный антиковед и философ культуры Ольга Михайловна Фрейденберг, рассказывает Нина Владимировна Брагинская.

Первая часть доклада прозвучала на семинаре «Сравнительная мифология» 14 марта 2020 года, она была посвящена ключевым темам в творчестве Фрейденберг, чьим наследием Нина Владимировна многие годы занимается как исследователь и публикатор.

Первая часть доклада. 14/03/2020

00:00 — О.М. Фрейденберг в кругу марристов: сотрудничество с Н.Я. Марром и И.Г. Франк-Каменецким и критика марризма.

10:40 — «Образ и понятие» (1954) — трактат по исторической эстетике, в котором О.М. Фрейденберг предвосхищает идеи Дж. Лакоффа и изучение метафоры как когнитивного механизма. Соотношение образного и понятийного. Возникновение античных поэтических категорий как результат становления понятий.

39:00 — О диссертации «Происхождение греческого романа» (1924), где О.М. Фрейденберг, анализируя апокрифы и романы, выходит на уровень мирового мотивного тезауруса. Два цикла мифологических образов: «Адониада», связанный со смертью и воскресением, которому отвечает культ богов плодородия, и «Гераклиада», связанный с борьбой и победой над смертью (цикл солярных и зооморфных образов).

00:51 — Представления О.М. Фрейденберг о метафоре и наррации. Механизмы превращения «до-литературы» в литературу. Мифологическая «метафора» как способ обнаружения, выражения и концентрации аморфных смыслов (мифических образов).

01:06 — «Миф в мире, исполненном смысла». К вопросу об определении мифа О.М. Фрейденберг. Миф как образное представление в форме нескольких метафор, где нет нашей логической каузальности и где вещь, пространство, время поняты нерасчлененно и конкретно, где человек и мир, субъект и объект едины.

01:16 — Дискуссия о соотношении мифа, понятия, метафоры, мифологическом и понятийном мышлении.

01:29 — Расширительное использование понятия «тотем» в трудах О.М. Фрейденберг. «Тотем» как условное название для субъектно-объектного целого.

01:37 — Мифотворческое (образное) и формально-логическое мышление и их соотношение.
вторая часть доклада. 28/03/2020

00:00 — «Семантология» как основная сфера интересов О.М. Фрейденберг.

00:08 — Мифологическая до-метафора и самозарождение метафоры.

00:10 — «Поэтика сюжета и жанра» (1935): базовые метафоры (еда, смерть,
брак) и их разворачивание в другие образы. Дискуссия об античных метафорах на примере образа родовых мук, античных понятий «Дике» и «Гибрис».

00:34 — Самозарождение метафоры как формы образа в функции понятия. Античный литературный процесс как художественное пересоздание мифологических образов путем метафоризации, возникающей в результате порождения понятий.

00:57 — Идеи О.М. Фрейденберг об изменениях в культуре и «развитии» в контексте теории номогенеза Л.С. Берга.

01:02 — Проблема рождения литературного автора в древней греческой лирике: мифологический генезис фигуры поэта и его биографии, его роль служителя Аполлона и Муз. Зарождение архаической лирики из культа, мифа, фольклора. Лирика архаическая и новоевропейская.

третья часть доклада. 04/04/2020

00:00 — Взгляд О.М. Фрейденберг на проблему архаического «лиризма» в «Происхождении греческой лирики» (1946). Параллели мотива мифа о Сафо в поэтической метафоре Анакреонта.

00:08 — Образ пролога (увертюры) как один из любимых образов О.М. Фрейденберг.
«Система литературного сюжета» (1925) как пролог к научной деятельности О.М. Фрейденберг. Мифологическая стадия развития человечества как увертюра, в которой в «эмбриональном виде» содержались гносеологические потенции грядущих философий.

00:15 — Представления об общих законах мифотворчества О.М. Фрейденберг в контексте теории номогенеза Л.С. Берга и «Заката Европы» О. Шпенглера.

00:27 — Зарождение античных понятий «Дике» и «Гибрис» из мифологических образов.

00:35 — Становление эсхатологического комплекса в античности и его связь с мифологическими образами.

00:53 — Суммарность и тождественность, «двойники» и противоположности в мифологическом мире и их понятийное переосмысление.

00:59 — От идеи пародии и двойника к бинарным оппозициям как структуре мифологической смысловой системы. От «Идеи пародии» (1926), предвосхитившей концепцию «карнавальной культуры», до «Поэтики сюжета и жанра» (1935), предвосхитившей мифологическую логику К. Леви-Стросса.

01:13 — Развитие основных тезисов из «Идеи пародии» в последнем труде О.М. Фрейденберг «Образ и понятие». «Комическое до комедии». Мифологическая семантика смехового (комического) и ее связь с плодородием.

01:17 — Прочтение О.М. Фрейденберг жанра «басни» в его генезисе. Следы космогонических и эсхатологических мифов и древних мифологических образов в басне.

01:32 — Обсуждение концепции бинарных оппозиций в трудах О.М. Фрейденберг и у К. Леви-Стросса. Бинарные оппозиции как философское осмысление мифологических образов.

01:48 — Подведение итогов и обсуждение подхода О.М. Фрейденберг к метафоре и ее генезису. Вопросы слушателей.

© 2020 ЛАБОРАТОРИЯ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ