Классическая
тамильская литература
Курс Александра михайловича Дубянского
Шире земли,
выше небес,
океана глубже -
любовь к жителю края,
где на склонах гор
среди черностебельных
цветов куринджи
пчелы
мёд собирают.

Курунтохей, 3

В индийской культуре классическая тамильская литература занимает совершенно особое место, а тамильский язык считается вторым классический языком Индии после санскрита.

Древнейшую любовную поэзию на тамильском языке обычно датируют первыми веками до н.э. Одним из её шедевров считается антология малых поэтических форм «Курунтохей». Но адекватное чтение этой литературы требует глубокого понимания множества поэтических конвенций, на которых она основана: в частности, в приведенном стихотворении упоминание горных склонов и цветов куринджи служат намеком на тайные встречи влюбленных, а пчела, собирающая нектар с цветков – откровенный эротический образ.

Чтобы научиться читать и понимать тамильскую поэзию мы с Александром Михайловичем Дубянским и задумали этот курс.

А.М. Дубянский (1941-2020)
Кандидат филологических наук, индолог-дравидолог, специалист по истории тамильской литературы, доцент кафедры индийской филологии ИСАА при МГУ, доцент ИКВИА ВШЭ

Основные сведения о дравидской языковой семье и тамильском языке.
Гипотеза о дравидском начале в цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы (протоиндийской).
Взаимоотношение северной и южной культурных (и литературных) традиций в Индии.
Санскрит и тамильский язык. Тамильская поэтическая традиция и ее роль в литературном процессе в Индии.
Легенды, связанные с происхождением тамильского языка и литературы. Риши Агастья и его грамматика тамильского языка.
Древняя тамильская поэтическая академия (санга) при дворе царей династии Пандья.
~
Рубрикация содержания поэтических произведений в трактате «Толькаппиям».
Основные категории: поэзия пурам (о внешнем), поэзия ахам (о внутреннем).
Героико-панегирическая и любовная поэзия. Их внутренняя связь между собой.
Значение этих категорий, их различная трактовка. Разновидность поэтической темы — тиней. Ее особенности и элементы. Система тиней. Тиней в ахам и пурам.
Тиней как конструктивный принцип поэтических сборников.
~
Основные этапы знакомства европейцев с индийской культурой: Васко до Гама, Роберт Колдуэлл, Абрахам Гиацинт Анкетиль-Дюперрон.
Поэзия пурам как литературный текст и исторический источник.
Отношения царей и поэтов-исполнителей в поэзии пурам.
Ритуал Раджасуя и образ царя Чакравартина в тамильской поэзии.
Общение царя и поэта-исполнителя как панегирический ритуал и обряд перехода.
Военная доблесть царя и даяние как ключевые темы поэзии пурам.
Основные приёмы тамильской панегирической поэзии в стихотворениях Капилара и Аувейар.
~
Преувеличение как поэтический прием тамильской панегирической поэзии.
Сравнение (рупака) в героической тамильской поэзии и санскритском эпосе.
Наставление на путь как жанр тамильской поэзии.
Техника лейтмотива у тамильских поэтов на материале творчества Калидасы («Облако-вестник») и в санскритской поэзии («Рамаяна» и др.).
~
Особенности тамильской героики. Героическая и погребальная темы в поэтическом сборнике «Пуранануру».
Религиозные мотивы в преимущественно светской героической поэзии.
Религиозные поэмы сборника «Десять песен». Жанр наставления на путь (аттрупадей). «Наставление на путь к Муругану» («Тирумуругаттрупадей») из «Десяти песен»: сюжет, структура, поэтика.
Образ Муругана в поэме «Тирумуругаттрупадей»: синтез южноиндийской тамильской и североиндийской санскритоязычной мифологических традиций.
~
Тамильские боги – индуистские соответствия. Гневная богиня Коттравей: древние истоки образа и его отражение в тамильской поэзии.
О религиозной поэме «Тирумуругатруппадей» («Наставление на путь к Муругану»): поэтический язык, художественный инструментарий, сходства с санскритской поэзией.
Мифологические и поэтические лики бога-воителя Муругана: Александр Михайлович декламирует отрывки из «Тирумуругатруппадей» и дает к ним обширный комментарий на предмет сходств и различий в образах Муругана и Сканды, а также по поводу других параллелей в поэтическом отображении богов тамильской и санскритской традиции.
Муруган и Валли: любовный аспект демоноборца Муругана в мифах, фольклоре и литературе.
~
Ахам – любовная лирическая поэзия: истоки, специфически тамильские особенности, основные темы и мотивы.
Каноны поэзии ахам в тамильской теоретической традиции (трактат «Толькаппиям»).
Связь основных поэтических сюжетов с географическими, мифологическими и культурно-антропологическими представлениями.
~
Тема «куриньджи» в тамильской лирической поэзии и ее связь с природным ландшафтом.
Женщина как носительница анангу (сакральная женская энергия), происхождение и смысл понятия.
Любовная поэзия на тему «куриньджи»: структура сюжета, ключевые темы, социальный, природный и мифологический контексты.
~
Тема «муллей» в тамильской лирической поэзии: сюжеты, герои, социальный, культурный и мифологический контексты.
Образ добродетельной супруги в тамильской любовной поэзии и его ритуально-мифологические истоки.
Разлука и воссоединение влюбленных как главная сюжетообразующая тема в поэзии ахам, ее связь с ритуалами перехода.
Тема «палей» в тамильской лирической поэзии: сюжет, герои, социальный, культурный и мифологический контексты.
Уникальная для тамильской поэзии морская тема «нейдаль»: амбивалентный символизм водной стихии в контексте любовной лирики.
~
Тамильская любовная поэзия на тему нейдаль. Главные герои, сюжет, символика, ритуально-мифологический контекст.
Тамильская любовная поэзия на тему марудам. Происхождение названия, главные герои, структура сюжета, основные мотивы, ритуально-мифологический контекст.
Образцы поэзии нейдаль и марудам из сборника «Наттриней».
~
Образ гетеры (ганика) в поэзии марудам.
Стихотворения на тему марудам в сборнике «Калитохей»: оправдывающийся муж и насмехающаяся жена.
Типические темы и ситуации любовной поэзии согласно канону теоретического трактата «Талькапи»: что они на самом деле отражают, как возникли и развивались в традиции поэтических антологий?
«Пуранануру» и «Аханануру» – сборники поэзии пурам и агам.
~
Корпус поэзии санги: состав поэтических антологий, происхождение названия, ранние упоминания поэзии санги.
Сборники «Восемь антологий» (Eṭṭuttokai) и «Десять песен» (Pattuppāṭṭu): проблема авторства, структура, основные темы.
Антология коротких стихов «Курунтохей» (Kuruntokai): структура и основные поэтические темы.
Поэтическая антология «Наттриней» (Nattrinai): структурные, жанровые и стилистические особенности сборника.
Антологии любовной поэзии «Аханануру» (Akananuru), «Калиттохей» (Kalittokai) и «Парипатал» (Paripatal).
Сборники героической тамильской поэзии «Пуранануру» («Четыреста стихов на тему пурам») и «Патирруппату» («Десять десятков»).
P.s. Александр Михайлович декламирует свой перевод большой поэмы Муллейпатту.
~
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТАМИЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Курс Александра Михайловича Дубянского