Исаак Сирин, пожалуй, самый известный из сирийских мистиков и отцов Церкви. Он родился не ранее середины VI века и вырос у моря на западном берегу Персидского залива в провинции Бет-Катрайе.
По свидетельству Ишоднаха Басрского Исаак Сирин был насельником знаменитого монастыря БетʽАвэ на севере Ирака и около 676 г. поставлен католикосом Мар Гиваргисом в епископы Ниневии. По истечении пяти месяцев он отказался от епископства и удалился на гору Матут, где некоторое время «жил в тишине вместе с отшельниками, находившимися там», а затем в монастырь Раббана Шабура на горе Шуштар, где жил до глубокой старости.
Один из западносирийских источников сообщает, что Исаак Сирин вел строгий аскетический образ жизни, «вкушая по куску хлеба с овощами три раза в неделю», и прилежно изучал божественные Писания, в результате чего ослеп. С помощью своих учеников, записывавших наставления учителя, которого они именовали «вторым Дидимом», Исаак Сирин «составил пять томов, известных даже до сего дня, исполненных сладчайших учений».
В одних случаях эти сведения подтверждаются восточносирийскими источниками, а в других опровергаются: речь в них идет иногда о пяти, а иногда о семи «томах» сочинений. При этом, исследователи до сих пор не пришли к единому мнению: идет ли речь о различном делении корпуса известных текстов, или об утраченных сочинениях Исаака Сирина.
Из обширного корпуса сочинений преподобного, дошедших до нас, только малая часть доступна на русском языке: ни один из томов, включая Первый, известный читателям под названием «Слова подвижнические», до сих пор не имеет полного русского перевода с сирийского.
Хотя реализация большого проекта по переводу всего корпуса творений Исаака Сирина с языка оригинала остается делом будущего, мы рады уже сейчас поделиться записями встреч, на которых Максим Глебович Калинин презентовал еще неопубликованные переводы нескольких трактатов из Третьего тома, посвященных размышлениям об общем смысле аскетического подвига и молитве.