мистики эпохи конца света
лекция максима калинина о таггурте, восточносирийской духовной практике VII-VIII веков.
Седьмой век стал временем тяжелого кризиса для жителей мировых держав того времени — Византийской империи и Сасанидского Ирана. Стремительная смена власти, устоявшихся веками общественных отношений, религии, языка на территориях, занимаемых Арабским Халифатом, лишала людей чувства опоры и заставляла поверить в то, что конец света близок. Как найти смысл в картине мира, где твоя вера терпит поражение? Можно ли найти любовь в обществе, где глаза у всех наполнены усталостью, а ум — тревогой (Втор. 28:65)?

Как ни странно, именно тогда появились люди, которые не только утверждали, что в основе мира лежит любовь, но и что они знают, как убедиться в существовании этой любви на опыте. Эти люди были монахами, и их часто упрекали в бегстве из мира. Что может человек, ушедший в пустыню, знать о любви? Однако все больше людей признавали, что идеи этих монахов работают. Так на территории современных Ирака, Ирана, Юго-Восточной Турции и Катара возникло мощное мистическое движение, аналогов которого больше не было в восточном христианстве. Этому мистическому движению (по-арамейски его называли «таггурта», то есть «торговля» — этот термин можно сопоставить со словом «каббала», «приобретение») и посвящена лекция.

Максим Калинин рассказывает об известных и неизвестных представителях этого движения: Исааке Сирине, Афнимаране, Иоанне Дальятском, Иосифе Хаззайе и других.

Максим Калинин — филолог и переводчик, куратор магистерской программы «Христианские источники» в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, автор публикаций по истории арамейского языка и сирийской мистической традиции.
Ссылки
© 2020 ЛАБОРАТОРИЯ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ