Записи семинара А.В. Лебедева «МАРК АВРЕЛИЙ. ФИЛОСОФИЯ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ»
25 СЕНТЯБРЯ 2019
Публикуем аудиозаписи первых двух встреч семинара.
встреча 1. часть 1.
– Краткая биографическая справка; – Три топоса философии Марка Аврелия: 1. отношение человека к миру и богам; 2. отношение мудреца к другим людям – действие в духе сотрудничества (συνεργία); 3. отношение человека с самим собой, внешние импульсы и субъективные впечатления (φαντασία); – «Душевный осьминог» стоиков (восемь частей души): «командное» начало, пять органов чувств, речевая и репродуктивная способности; – Основной тезис стоической этики: единственный вид добра – моральное совершенство (τό καλόν), единственный вид зла – постыдное (τό αἰσχρόν); – Контекст и аффилиация стоической этики; – Парадокс поздних стоиков: потеря интереса к физике и сосредоточение на этике; – Формула счастья или конечная цель (τέλος): жить согласно природе; – Война стоиков и эпикурейцев, ионийцев и пифагорейцев; – Ионийское восстание и открытие нервной системы Алкмеоном; — Совершенство ума и совершенство характера; — Теория середины, μεσότης; — Отношение Аристотеля к платоновской философии; — Источники философии Платона; — История философии у Платона и Аристотеля.
встреча 1. часть 2.
– Философия как образ жизни: рецепция стоицизма в когнитивной психологии («You feel what you think» – Аарон Бек) и современный стоицизм; – Издания и библиография: Пьер Адо, Майкл Чейз и Джон Купер; – Вопросы и ответы.
Встреча 2, часть 1. Общий очерк истории греческой этики
– «Досократики» Мартина Веста – критика термина; – Рождение науки (περί φύσεως ἱστορία) в Милете; – Натуралистический и религиозно-нравственный атеизм; – Орфическая и пифагорейская традиции: философия как образ жизни (катарсис); – Метафизика Гераклита и Парменида; – «Нигилизм» Гераклита, элитарный коммунизм Платона, пифагорейская дружба; – Ионийское восстание в Милете и единое Гераклита; – Философский монотеизм Парменида; – Духовные упражнения: «Золотые стихи» Пифагора; – Псефизма Диопифа: богохульство Анаксагора в утверждении бесконечнного множества миров; – Метафизическая космогония Гераклита и натуралистический пантеизм Марка Аврелия; – «Растущий» аргумент Эпихарма.
встреча 2, часть 2. Основные типы метафизики
– «Не метафизика» Аристотеля: происхождение термина; – Натуралистический монизм; – Пифагорейский дуализм; – Генезис неподвижного бога Марка Аврелия – Криптотеологический язык Гераклита и Платона; – Орфическая теогония; – Соответствия разным типам метафизики разных этических традиций: а) дуалистическая метафизика – аскетическая этика пифагореизма, б) натуралистический монизм – антропологическая этика и гедонизм; – Эпикурейский гуманизм; – Принцип антропологизма Протагора: «Человек есть мера всех вещей»; – Ответ Платона Протагору: «Настоящая мера всех вещей – это бог»; – Корреляция метафизики, этики и политики: а) натуралистическая метафизика – демократическая политика – гедонистическая этика (практическая этика Демокрита и Эпикура), б) элейская метафизика как психологическая инженерия идеальных воинов и граждан (Гераклит и Мелисс); – Самая общая типология этики: гедонизм и антигедонизм, натуралистическая (Демокрит, Эпикур) и идеалистическая этика (Платон).