Для того, чтобы понять то, с чем Шеллинг имел дело, нужно понять, что, хотя он в разные периоды своей жизни использовал разный инструментарий и разные средства , тем не менее вся его работа направляется одним и тем же комплексом вопросов. Причем это единство видно с самых-самых ранних сочинений вплоть до вот этих поздних проектов. Но чтобы это увидеть, нам нужно научиться обращать внимание прежде всего именно на то, какими проблемами человек занят, а не на то, какие ответы он дает. Потому что специфика философии именно характером вопросов определяется, а не характером ответов. Есть определенные вопросы, которые определенных философов вообще не занимают, и это может быть самым характерным для этих философов — то, какие вопросы они не задают. Поэтому в случае Шеллинга я попробую дать вам понять, что его наследие - единое целое, несмотря на разноголосицу в терминологии, несмотря на то, что он постоянно меняет и литературные формы изложения со своей философской лексикой. Мы нигде, наверное, такого жанрового разнообразия, как у Шеллинга не найдем. В шеллинговском наследии есть всё: схоластический трактат а-ля Спиноза, философский диалог, философская повесть, эпическое повествование квазивизионерского характера, полемический памфлет, фрагменты, поэтические тексты, в общем, чего только нет! Нет, наверное, ни одного серьезного литературного жанра, в котором Шеллинг себя не попробовал хотя бы один раз. Мало того, он создает такие литературные жанровые гибриды, которые даже квалифицировать трудно: в случае «Мировых эпох» до сих пор непонятно, к какому жанру этот текст следует отнести и как его квалифицировать, да и текст ли это вообще, потому что в каком-то смысле это гипертекст: много-много разных текстов, которые все говорят об одном и том же, в сложном отношении друг к другу находятся, но ни по какому определенному принципу не упорядочены. Поэтому сейчас идет бурная дискуссия о том, как эти тексты издавать, как их публиковать и что с ними делать.